Жизнь бывает не только созиданием или наслаждением, но и страданием. Жизнь может наполниться благородным смыслом даже тогда, когда она неожиданно нарушается. На этом положении основан подод к психотерапии рака. Очень показателен в этом отношении фильм «Мертв по прибытии». Один бизнесмен узнал, что его отравили и он через две недели обязательно умрет. И вот он посвящает оставшиеся ему дни жизни разоблачению преступников.
Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла жизни. Вспомните периоды собственной влюбленности без взаимности! Решитесь ли вы выбросить из жизни периоды несчастной любви со всеми их сомнениями и страданиями? Полнота страданий никогда не кажется надо недостатком осмысленности.
Напротив, человек растет и мужает, страдая; его несчастная любовь приносит ему больше пользы, чем могло бы дать множество любовных побед. Преувеличивая значимость приятных и неприятных переживаний, люди вырабатывают в себе ничем не оправданную склонность жаловаться на судьбу. Мы посланы в этот мир не для наслаждений. Удовольствие не в состоянии придать нам смысл жизни. А если так, то отсутствие удовольствия не умаляет смысла жизни. Для оценки мелодии неважно, мажорная она или минорная.
Страдание не лишено смысла, ибо страдая, мы внутренне как бы отодвигаемся от того, что вызвало наши страдания. Страдая, мы все время остаемся между тем, что есть в действительности, и тем, что должно быть. В страдании сам факт отчаяния снимает вину с человека. Страдание вызывает плодотворное. кардинально преобразующее духовное напряжение, которое на эмоциональном уровне помогает человеку осознать то, чему следует быть.
В страданиях человека отркывается глубокая мудрость, которая выше всякого рассудка. Для внутренней жизни скорбь и раскаяние полны глубокого смысла. Потерянная возлюбленная продолжает жить в нашей душе благодаря скорби о ней, раскаяние позволяет виновному вновь поднять голову, как б ы очистиившись от вины.
Скука тоже имеет смысл. Она как бы напоминаем нам, что мы бездействуем. Но деятельность существует не для того, чтобы спасаться от скуки. Скорее, скука существует для того, чтобы напоминать нам о том, что мы бежали от бездействия и должным образом поняли смысл нашей жизни.
И смысл тревоги — это тоже напоминание. Смысл страдания в том, что оно оберегает человека от апатии и духовного оцепенения. Пока мы способны к страданию, мы остаемся живыми духовно. Мы растем и мужаем в страданиях, они делают нас богаче и сильнее. Скорбь как бы возвращает прошлое в настоящее. Раскаяние и скорбь — оба эти чувства — служат для того, чтобы как бы «исправить» прошлое. Нельзя гасить иенсчастья наркотиками. Пытаясь забыться, человек заставляет себя «не замечать» случившегося, пытается убежать от него. Но притупление чувств не приводит к устранению самого предмета переживаний. то, что оттеснено в область бессознательного, не вытесняется в действительности. Здоровые родственники умершего категорически отказываются принимать транквилизаторы и предпочитают круглосуточно рыдать над умершим.
Наркотизация — это духовная анастезия. Но духовная анестезия может привести к духовной смерти. Постоянно убивая наркотиками эмоциоанльно значимые переживания, человек убивает свою внутреннюю жизнь. Страдание и горе являются частью человеческой жизни, как судьба или смерть. Ни одно из них нельзя вырвать из жизни, не нарушая ее смысла. Ибо лишь под ударами молота судьбы в горниле страданий выковывается личность, и жизнь приобретает свои форму и содержание.
Франкл предупреждает, что человек не должен преждевременно сложить оружие, ибо легко принять ситуацию за судьбу и склонить голову перед мнимой участью. лишь только тогда, когда он не имеет возможности реализовывать созидательные ценности, когда нет под рукой средств, чтобы воздействовать на судьбу, наступает время реализовывать ценности отношения, имеет смысл взвалить на себя крест. Ценности отношения могут быть полнеостью реализованы только тогда, когда доля, выпавшая человеку, оказывактся на самом деле неизбежной. Это — благородное страдание. Но если человек ничего не сделал для того, чтобы избежать страдания, то его страдание нельзя назвать благородным, да и вообще нельзя назвать страданием.
Читая эти мысли Франкла, я вдруг понял, что так называемые любовные страдания наших молодых людей — это страдания, связанные с тем, что у них нет своего дела, что они не реализуют созидательных ценностей, что их жизнь бессмысленна, что вызвать сочувствие не не могут, что они нуждаются не в устройстве любовных дел, а в инетерсной работе. легче работать со страдающим от неудачной любви, который увлечекн своим делом. Мы предлагаем ему сосредоточиться на последнем, вырасти, перерасти своего партнера, который после того станет неинтересным, и «любовь» пройдет.
Терпение оправдано только тогда, когда сама судьба ставит человека в условия, когда он вынужден терпеть, ибо ни изменить своего положения, ни избежать его он не в состоянии. Только оправданное терпение является нравственным дости жением; только неизбежное страдание имеет нарвственный смысл. Для многих моих подопечных рассувждения Франкла были настоящим оздоравливающим потрясением. Послушайте рассказ одного изм оих подопечных, которого все вркемя обходили и который, в конце концов, достиг очень больших успехов.
«Познакомишись с помощью Франкла с проблемой страдания, я для себя это сформулировал следующим образом. Когда мне становится плохо, я думаю, а все ли я сделал, чтобы избежать этой ситуации. И, к сожалению одновременно к счастью, я понял, что истинных страданий у меня в жизни-то и не было. Более того, при объективном анализе то, что я считал несчастьем, на проверку оказалось подарком судьбы. Теперь я понял, что очень хорошо, что меня не приняли в аспирантуру на кафедру оперативной хирургии. Тот, кто занял мое место, плохо кончил, а так я бы был на моем месте. Мне отказала во взаимности одна девушка. Но это же счастье. Ведь она просто не захотела портить мне жизнь, как это сделала с другими, за которых выходила замуж. Я страдал оттого, что ко мне плохо относился мой начальник. Но ведь плохо кончили те, к кому он хорошо относился. Я еще много могу привести таких своих «страданий», которые на самом деле были благоприятными обстоятельствами. Так с помощью Франкла мне удалось исправить свое прошлое».
Таким образом, круг оправданных страданий, по Франклу, весьма узок. В него входят неизлечимые заболевания при условии, что были предприняты все меры профилактики, заключение в концентрационный лагерь при авторитарных режимах, гибель близких людей и т.п. А все остальное блажь и намек судьбы на то, что собираешься сделать очередную глупость.
«Жизнь — ничто, жизнь — это возможность сделать что-то»
В этом принципе Геббеля содержится ответ на вопрос о смысле жизни. Ибо существуют лишь две возможности: работать вместе с судьбой, придавая ей формы, и таким образом реализовывать созидательные ценности или. если это невозможно и страдание неизбежно, страдать, реализуя ценности отношения.
Иногда целью экзистенциального анализа является научение человека страданию. Ведь есть ситуации, когда человек может выполнить свою задачу только путем истинных страданий, иначе он может оказаться недостойным мучений, выпавших на его долю.
В плане смысла страданий можно понять заключенную концентрационного лагеря, в прошлом избалованную женщину, которая сказала: «Я благодарю судьбу, что она обошлась со мной так сурово. Моя жизнь до лагеря была слишком легкой». Читая эти слова, я стал вспоминать свою жизнь. И вспомнились мне лишь те эпизоды, которые были хоть как-то связаны со страданиями: и как мы заблудились в горах, и какие усилия мы предприняли для того, чтобы выбраться оттуда, и неожиданные повороты карьеры, которые я воспринимал как несчастье, и мытарства, связанные с защитой диссертации. Хочу заметить, что воспоминания эти радостные, ибо мне удалось преодолеть препятствия, и я понимаю, что выгляжу привлекательнее именно благодаря этим страданиям. Один человек отличается от другого не столько достижениями, сколько страданиями. Ведь «остепенных» у нас много, а тех, кто искомой степени добился, пробиваясь сквозь тернии трех советов, гораздо меньше.
Вайцзекер заметил, что больной в чем-то превосходит врача. Врач, тонко чувствующий ситуацию, всегда будет испытывать чувство стыда, находясь у постели неизлечимого или умирающего больного. Ибо врач бессилен вырвать жертву из тисков смерти, а больной становится гером, смело встречающим свою судьбу; он не сдается, ибо принимает свою судьбу с таким страданием. У врача же связаны руки, и он терпит поражение.