Один из важнейших аспектов знания о причинно-следственных связях рационального мышления — это их цепной характер: каждое объяснение тянет за собой другое, которое дает больше конкретной информации, подтверждающей обоснованность первого довода.
У человека есть невероятные интеллектуальные способности: мы можем сознательно изменять свое восприяте, осмысление и интерпретацию окружающего мира. Мы способны давать сознательно установку своему УМУ — думать о чем-то определенным образом. Существует масса способов формирования таких установок. Например:
Приблизить объект в пространстве или времени
Перестать думать о нем абстрактно, а начать думать конкретно
Что это значит?
Например, вас просят посетить некую конференцию. За несколько месяцев до поездки вы получаете приглашение по электронной почте или вам звонят по телефону. Поскольку до поездки еще остается много времени, вы думаете о ней абстрактно:
- Приедут ли на конференцию интересные люди
- Смотрит ли смотреть те места
- Где она будет проходить.
Приняв приглашение я делаете пометку в своем календаре. Но по мере того, как приближается день отъезда, перед вами встают более конкретные вопросы:
- Нужно перекроить имеющийся график деловых встреч
- Утрясти семейные вопросы, чтобы быть уверенным, что дети в этом время не будут пропускать школу.
И вот вы начинаете спрашивать себя: «зачем мне эта поездка, если учесть загруженность моего графика?»
Но ведь ни одна из этих конкретных проблем, связанных с поездкой, не представляла для меня ничего неожиданного. В любой день недели у меня есть деловые встречи и семейные обязанности. И они через несколько месяцев не будут отличаться от нынешних. Просто, пока поездка все еще в далеком будущем все эти мысли не приходят в голову и, соответственно, не оказывают заметного влияния на мое решение принять приглашение. Все вертится вокруг, абстрактных мыслей о том, как хорошо будет совершить такое путешествие.
Тоже самое можно сказать и о расстоянии, отделяющем вас от какого-либо объекта. Если рядом нет пылесоса, то вы будете думать о нем как об устройстве, которое помогает почистить полы. А если он стоит перед вами, то приметесь размышлять о том, сколько он весит, как на нем расположены кнопки и каким способом из него удаляется грязь. Все эти подробности, как правило, приходят вам в голову, когда вы видите пылесос в непосредственной близости, а не когда он где-то далеко.
При абстрактном мышлении эффект иллюзии глубины знания возникает особенно часто. В сознании возникает обобщенный образ этого предмета, и вы оцениваете, понятно ли вам как он работает.
Но когда вы думаете о предмете конкретно, у вас гораздо больше шансов разобраться со всеми аспектами, которых вы не понимаете.
Отсюда следует: чтобы разобраться, действительно ли вы понимаете все причинно-следственные связи относительно данного объекта, необходимо представить, что этот объект рядом с вами. Думая о нем, конкретно, вы сможете вынести гораздо более верное суждение об уровне своих знаний об этом предмете.
Объяснить вопрос кому-то или самому себе
Самообучиться в вопросе, заполняя пробелы в знаниях, отматывая назад