Иллюзия понимания или глубины знаний. Что значит рационально мыслить?

Рационально мыслить — это четко видеть причино-следственные связи или если по какой-то причине сейчас мы их не видим и не понимаем, почему что-то происходит и каким образом на чем это может отразиться в будущем, то признавать, что сейчас у меня недостаточно информации и самое рациональное, что я могу сделать это признать, что «я не знаю, почему» вместо того, чтобы фанатично утверждать что-то или на эмоциях объяснять ситуацию через искажение реальности.

Т.е. в отсутствии рациональности возникают ошибки мышления и когнитивные искажения, которые приводят не к решению, а в тупик. Подробнее о том, как это происходит и какие когнитивные искажения и ошибки мышления бывают читайте в статье «Как мы попадаем в тупик, из которого не видно выхода. Когнитивные искажения/эмоции/автоматизмы»

Вопрос в том, отдаете ли вы себе отчет в том, насколько хорошо вы понимаете причинно-следственные связи? Понимаете ли вы происходящее как оно есть адекватно или интерпретируете и объясняете что-то с точки зрения того, как хочется видеть ситуацию. И поэтому то и дело оказываемся в неловкой ситуации, ожидаем одного, а получаем другое, попадаем в переделки, ссоримся с близкими или не можем достичь цели. Как про причины почему можно почитать в статье «Почему не получается достигнуть цели».

А сейчас отойдем от жизненных неурядиц и проанализируем вопрос через обучение в школе или институте, где так же нужно понимать очень много вещей, чтобы преподаватель решил, что ты достоин зачета. Вспомните свои экзамены и тестирования. Наверняка многие из них вы прошли успешно. Но не всегда все обстояло так хорошо. Самое неприятное чувство — когда идешь на экзамен и испытываешь вполне обоснованное беспокойство по поводу высокой оценки. Может, у вас было недостаточно времени на подготовку или вы просто не могли заставить себя что-то выучить, потому что не испытывали особого интереса к данному тесту. Или усердно занимались, но сознавали, что упустили какие-то ключевые концепции. Вы идете на экзамен, опасаясь, что не сдадите его — часто так и случается.

Но бывало, что вы шли с полной уверенностью в своих силах, чувствовали, что действительно знаете предмет. Убежденность сохранилась и после того, как вы прочли первый вопрос в билете. Вы считали, что сможете дать правильный ответ. Но, сев готовиться, вы вдруг обнаружили, что не понимаете этой темы так ясно, как казалось. Несмотря на всю вашу уверенность, в нужный момент у вас не оказалось знаний, необходимых для сдачи экзамена. К середине опроса ваши надежды на высокий балл померкли. А к концу вы уже поняли, что не знаете материала.

Как такое могло случиться?

Подобные переживания отражают один важный аспект причинно-следственных связей. Ваши суждения относительно уверенности в своей способности объяснить, «как и почему это работает», далеко не всегда соответствуют действительности. Чтобы не показаться голословной, предлагаю провести маленький эксперимент. Посмотрите на этот список.

Какой принцип дейсвтия теплицы?

Как система зажигания автомобиля зажигает двигатель?

Как работает ксерокс?

Как работает транзистор?

Каким образом кварцевые часы показывают точное время?

Как действует туалет со сливом?

Как работает застежка-молния?

Как работает швейная машина?

Каким образом аэрозольный балончик распыляет содержимое?

Каким образом клавиши фортепиано издают звук?

Как пишет шариковая ручка?

Как работает радиоприемник?

Подумайте, как много, по вашему мнению, вы знаете о работе каждого из перечисленных устройств. Если под рукой есть ручка или карандаш, то проставьте баллы в каждой графе от 1 до 7, где 1 — «вообще ничего не знаю», а 7 — «в мельчайших деталях знаю, как это работает»

Есть ли среди пунктов вопрос, ответ на который вы знаете, и можете его объяснить? Если нет, то оглянитесь вокруг и найдите что-нибудь, о чем с уверенностью могли бы сказать, что знаете, как это работает.

Или может быть вы психолог и знаете, как происходят реакции людей друг на друга или появляются некие эмоции? Может вы четко знаете ответы на такие вопросы, как:

Как начальнику подразделения удается все успевать?

Каким образом девушка получает от своего мужчины много подарков?

Почему мужчины хотят жениться? Как работает процесс возникновения в мужчине такого желания?

Как тому человеку удается выигрывать учебный грант уже 2 раз, несмотря на его препятствия?

Как человек провоцируется на желание отыграться?

Каким образом мужчина вызывает в женщине страх не угодить?

Как коллеге из другого отдела удается спихивать свои задачи на других людей и при этом получать похвалу руководства?

Каким именно образом, люди достигающие успеха, расставляют приоритеты?

Как неудачники решают проблемы, из-за чего постоянно проигрывают?

Может быть у вас есть богатый жизненный опыт или вы много об этом читали и сможете объяснить, как именно в каждом случае это работает. Суть одна и таже. Только вопросы в другой плоскости и сфере. Я специально провела аналогии.

Так вот, те, кто мыслит рационально признают свое не знание и ищут информацию и ответы на все возникающие вопросы, чтобы видеть ситуацию максимально адекватно и поэтому и более эффективны. В отличие как раз от тех, кто как это говорят «мыслит шаблонами», ответами, которые случайно от кого-то когда-то услышали, или их так воспитывали, или их знакомый так сделал и преуспел, значит «так это работает», но это ни капли не рационально, а максимально эмоционально/пристрастно/наивно в зависимости от ситуации. Ведь создает иллюзию понимания и глубины знаний по вопросу, а не реальное понимание и знание. И кстати является основой глубинной неуверенности в себе, которую пытаются вылечить на тренингах по самооценке, тогда как нужно просто вернуть адекватность, перестать стыдиться своего не знания (это эмоции, которые здесь не к месту) и начать по-настоящему «учиться», т.е. изучать «как что работает» в той теме, в которой хочется преуспеть.

Таким образом, знания о причинно-следственных связях, которые используются для ответов на вопрос: «почему?» — ключевые в решении новых проблем. Это позволяет нам выйти за рамки узкого видения вопроса. Автоматически мы получаем информацию для выявления недочетов и разработки новых методов их устранения. Установление причинно-следственных связей — это уникальная способность, присущая только человеку, благодаря которой он может создавать сложные и уникальные вещи/устройства/события/проекты вследствие понимания запросов других людей и того, как новшество удовлетоврит их.

Потому что нет универсального метода, как в чем-то преуспеть. Везде все по-разному. И вотполучится ли у тебя зависит от того, насколько рационален ты будешь в поиске ответов на вопросы и выработке максимально эффективного решения. О том, как использовать рациональное мышление для устранения иллюзии понимания и глубины знания, если вы уже готовы в себе это признавать, читайте в статье «Как устранить иллюзия глубины понимания с помощью рационального мышления».